Эта испанская криминальная комедия имеет довольно низкие оценки на различных сайтах. Между тем, она далеко не плоха.
Очередная волна моды на криминальные комедии началась с выхода в 1994 году культового фильма Квентина Тарантино «Криминальной чтиво». Сочетание гангстерской тематики, жестокости и черного юмора с серьезным подтекстом и авангардной подачей материала обеспечила фильму успех, не оставив зрителей равнодушными: реакция была разной – от восторга до шока и возмущения – но явно бурной. В 1998 и 2000 годах соответственно вышли не мене культовые картины Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Ричи далек от вычурной формы и кровавого натурализма тарантиновских картин, но дух «Криминального чтива» он перенял – в каждом фильме зрителя ждали запутанные бандитские истории, чернейший юмор, лавина отборнейших забористых ругательств и остроумных афоризмов, странные диалоги и харизматичные герои.
И понеслось – Тарантино и Ричи открыли дорогу новому поджанру криминальной комедии. На тему «романтиков с большой дороги» кинематографисты шутили и раньше, но эта новая волна фильмов отличалась сочетанием юмора и серьезной «жести». Обычно мрачную сторону бандитской жизни киношники приберегали для нуар-детективов и социальных драм, в комедиях же преступники были или благородными авантюристами, или недотепистыми злодеями-неудачниками, а если кого и убивали, то за кадром, бескровно и вообще тех, кого зрителю не жалко. Теперь же вроде бы забавные фильмы держали в напряжении до последнего кадра – в любой момент «зажмуриться» (да-да, «Жмурки» Балабанова тоже стилизация под тарантиновскую комедию) мог любой из действующих лиц. «Положительные» персонажи в этом новом кино были положительными совсем условно – как правило, такие же отморозки, но чуть более симпатичные.
И что интересно, подобное кино начали снимать практически по всему свету – даже в Индии с ее своеобразным подходом к кинематографу и цензурными ограничениями. Ну а испанцам окунуться в этот жанр сам Бог велел – с их национальной склонностью к драматизму и черному юмору.
«Два крутых придурка» (в оригинале – «Два жестких парня», Dos tipos duros, но русское название, несмотря на грубость, в принципе, тоже подходит) начинаются с того, что киллеру-неудачнику Пако поручают наставить на «путь истинный» племянника его босса. Это предложение, от которого, как говорится, нельзя отказаться: Пако должен боссу серьезную сумму и вернуть ее никак не может из-за пагубного пристрастия к азартным играм. Племянник, которого зовут Алекс, ожидаемо оказывается более чем странным юношей, чей дикий темперамент и жажда приключений обратно пропорциональны его жизненному опыту и интеллекту. В первый же день он притаскивает к Пако домой скрывающуюся от неведомых преследователей «жрицу любви» Татьяну. Впрочем, «наставнику» как раз подворачивается вроде бы выгодный заказ, который потенциально может вытащить его из долговой ямы, и горе-киллер на радостях позволяет своему «ученику» совершить эту ошибку. Не зная, что и заказ, и девушка приведут их к таким неприятностям, по сравнению с которыми все его предыдущие беды – ерунда.
Все составляющие «тарантиновской» или «гайричевской» комедии налицо. Тут и герои-антигерои, и мрачный юморок, и легкий налет абсурда, и жесткие сцены бандитских разборок. Пако, роль которого играет Антонио Ресинес (до боли похожий, кстати, на нашего Ростислава Хаита) – уставший от криминальной жизни мужчина средних лет, внешне циничный и жестокий, но все еще романтик в душе. Однако преступный мир беспощаден к романтикам, и как только он дает слабину, жизнь его и его друзей сразу же оказывается в опасности. Алекс (Хорди Вильчес) – наоборот, по-детски наивен и полон энтузиазма, как молодой спаниель. Он может трогательно влюбиться в девицу из борделя и при этом хладнокровно расстреливать врагов, а ради денег и вовсе сотворит со злодеями такое… в общем, зрелище это способно проверить нервы и желудки зрителей на прочность. «Два жестких парня» – это усталый одинокий человек в волчьей шкуре и молодой зверь, наивный в своей жестокости. И в минуту опасности опыт первого и безумное желание жить второго становятся смертоносным сочетанием
Дополняет их тандем Татьяна (Елена Анайя), которая, оказывается, полна сюрпризов – предприимчивая и хитроумная девушка владеет массой навыков, необходимых представителю криминала. Очень скоро она становится «мозгом» компании, жаль только герои не всегда к ней прислушиваются.
Злодеи тоже яркие и запоминающиеся. Актеру Мануэлю Александре удалось создать запоминающийся образ Дона Родриго – обманчиво добродушного старичка, одним жестом отправляющего людей на смерть. Роса Мария Сарда сыграла коварную и двуличную… не будем, однако, раскрывать интригу. Ну разве что мафиозо-отчим Татьяны в исполнении Хайме Бланча вышел вполне обычным шаблонным злодеем, хотя внешность у него запоминающаяся.
Вообще, «Два крутых придурка» напоминают даже не подражание Тарантино или Гаю Ричи, а скорее американские криминальные комедии 80-х – начала 90-х годов, такие как «Безжалостные люди» или «Уик-энд у Берни». Разве что градус чернухи повыше. В остальном все то же – линейное повествование без хронологических вывертов, никаких закадровых голосов, необычных ракурсов, яркая картинка без приглушающих фильтров – одним словом, обычное такое кино, без претензий на артхаусность или что-то в этом роде. Вероятно, это и разочаровало многих зрителей, которые ждали побольше «тарантиновщины», а получили стандартную черную комедию. Но, черт возьми, снята-то она талантливо!
Не забывая смешить зрителя недотепистым поведением героев и гротескной жестокостью, создатели фильма прямо говорят о том, что криминальный мир – это смертельное болото, завязнувшие в котором медленно, но верно «тонут». «Деловые партнеры» так и ждут ошибки друг друга, чтобы получить повод выстрелить в спину, грызущиеся за большой куш представители теневого бизнеса не жалеют даже собственных родственников. Гремят выстрелы, кровь льется рекой, и, если по большей части на экране это выглядит забавно, то пару раз зрителям все же дают понять, что на самом деле насилие – это не смешно и не «круто». Например, финал сцены, где головорезы отчима Татьяны пытают хозяйку борделя, резко напоминает зрителю – все серьезно. Пойти по кривой преступной дорожке – хреновая идея, ребята. Вы будете делать плохие вещи, а потом плохие вещи будут делать с вами.
За что же «Два крутых придурка» получили такие низкие оценки? Одну версию я выдвинул выше: завышенные ожидания. Даже на российском постере был написано: «Криминальная комедия в духе Квентина Тарантино и Гая Ричи». Впрочем, это заявление не так уж далеко от истины: тематика соответствует? Да! Кровь есть? Хоть отбавляй! Странные герои и безумные диалоги? Присутствуют! Черный юмор? Да фильм из него состоит чуть более, чем полностью!
Может быть, зрителям не понравились шутки «ниже пояса»? Но, во-первых, фильм явно для взрослой аудитории, а во-вторых, по сравнению с любой американской молодежной комедией здешний юмор еще вполне целомудренный. Как говорится, ничего такого, чего бы мы не видели и не слышали в те благословенные времена, когда в Голливуде еще не правили бал политкорректные ханжи. И да, кстати, у Тарантино юмор тоже не то, чтобы на грани фола, а скорее слегка за гранью. Монолог Кристофера Уокена про часы все помнят?
Возможно, на Западе причиной низкой популярности стали совсем не положительные образы парочки нетрадиционно ориентированных киллеров. А точнее, сами-то злодеи вполне стильные, харизматичные и даже жутковатые (именно с ними в картине связаны наиболее жестокие сцены). А вот высказывания Пако в их адрес многим могли не понравиться. Что тут сказать – герой не обязан быть толерантным, он не рупор идей, а отдельная, пусть и вымышленная, личность. Он вообще-то лудоман и даже людей убивает за деньги, это вас не смущает?
И все же, «Два крутых придурка» определенно достойны просмотра. Да, это не новое слово в жанре, не авторское кино, не та картина, что собирает ворох премий. Но если «Криминальное чтиво» и «Большой куш» давно засмотрены до дыр и выучены наизусть, стоит обратить внимание на этот образец брутального испанского юмора. Полтора часа смеха любителям черной комедии и гангстерской романтики гарантировано.
| Год: 2003 Скачать фильмСтрана: Испания Производство: Ensueno Films, Zebra Producciones, Impala, Antena 3, Via Digital Дата премьеры в мире: 05.09.2003 Режиссёр: Хуан Мартинес Морено Сценарист: Хуан Мартинес Морено Актер: Антонио Ресинес, Елена Анайя, Роса Мария Сарда, Хорди Вильчес, Мануэль Александре, Педро Беития, Феле Мартинес, Хоан Кросас, Хайме Бланч, Мариола Фуэнтес Качество: WEB-DLRip Озвучка: двухголосый Описание Киллер - неудачник задолжал крупную сумму шефу мафии и тот в качестве долга требует обучить ремеслу своего племянника-недотепу. Первой же мишенью двух придурков, как оказалось, становится женщина - самая крупная фигура в криминальном мире. И уже неизвестно кому от кого придется спасаться… Сцена во время титров.
Дата создания: 24 декабря 2023Теги: 2003, Боевик, Комедия, Криминал, Испания, Ensueno Films, Zebra Producciones, Impala, Antena 3, Via Digital, WEB-DLRip |