Удалено по требованию правообладателя. Рецензии "Бог не отделяет человека от правды" Имхо, один из лучших фильмов жанра "русская чернуха" со времен "левиафана" звягинцева и "дурака" с "майором" быкова. Фильм отнюдь не о тяжкой (или весёлой) жизни студентов в советской провинциальной общаге. Место и время - это переменные. Назови любую эпоху и любую страну : невероятная эластичность человеческой совести - это константа. Друг, под гнётом непреодолимых лично для него обстоятельств, может оказаться подлецом; люди, обличенные властью, хоть и самого низкого уровня, все также используют её в своих, часто извращенных, целях. Думаешь: этих ребят, с которыми ты разделил самые яркие годы своей юности, своих друзей, несомненно, самых близких, ты никогда не оставишь в беде, никогда не забудешь. А получается, что это они и рады бы тебя забыть, но до конца жизни будут помнить. Тебя. Себя. Свою трусость. Лицемерие. Подлость и предательство. Вот такая жизнь у них будет... но только если совесть, а точнее, психика, не окажется гибче.
Нет, фильм - не шедевр. Есть вопросы к режиссуре. Я так понимаю, это дебют нашего соотечественника, который сделал себе имя в Голливуде как оператор. Но и с точки зрения операторской работы, визуальный ряд мог внести большую лепту в раскрытие сюжета, героев, их развитие и тд. Нет, конечно, это далеко не зрелищное кино. Да и очень герметичное. Все действие происходит в обшарпанных стенах самой обыкновенной совковой общаги 80х. В итоге сама общага становится бездействующим героем. Этакий центр вселенной, или тюрьма, из которой, сбежать не получится, даже если тебя выгонят. Общага - это и метафора совка, да и любой другой формы человеческого общежития, где ценность отдельной личности - ничто. Общага - это и образ мышления и выживания этих самых отдельных личностей, который банально сводится к круговой поруке, которая в итоге подминает под себя все свободолюбивое, талантливое, разрушает все чистое, честное, совестливое. Под этим катком оказался каждый. И герой Ефремова, казалось бы, неугомонный алкопоэт, который в итоге както урезонил свое возвышенное чувство справедливости, и в итоге сел выпивать за один стол с той мразью, которую еще вчера грозился растереть в порошок. И обе героини-девушки растеряли свои нравственные опоры: одна легла под мразь, другая практически на это согласилась. Авторы даже и не пытались предоставить героям какой-то 3й вариант выбора, намеренно сведя его к двум вариантам: поступить по совести, но пострадать, либо поступится своим принципам, дружбой, наконец, заглушить совестливые позывы - но сохранить место в гнилой общаге. Фактически, сохранить место в тюрьме. Однако, система не смогла сломать очень робкого, тихого и безобидного парня. Поэтому убила. Если честно, я до конца надеялся, что именно Забеля не просто взбунтуется против системы, а даст отпор. И в финальной сцене убьет, "надзирателя". Тем самым обречет себя на реальный срок. Убьет не намеренно, потому что так не может, и это будет катарсисом трагедии, абсурдностью системы, где единственный человек, поступивший по совести, понесет наказание. Но и вариант действительной концовки вполне логичен. Герою, который поступает по совести, понимает, что бог не разделяет человека и правду, герою, который не может мириться с несправедливостью, который заступится за слабого, не взирая на последствия, такому герою не место в цепи круговой поруки, он то звено, которое разомкнувшись, погибнув, дает нам всем надежду на свободу, свободу жить и поступать по совести, свободу ценить в человеке личность, а не его власть, положение или деньги.
Несмотря на то (а скорее как раз потому) , что герой Забели получился весьма контурный, наброшенный штрихами, без каких либо ярких интимноличностных черт, мне он представляется таким собирательным образом представителей глубоко верующей советской интеллигенции, ученых-священников и святых ХХ века, которые не отряклись от веры в застенках гулага, не предали свою совесть, не подписывали доносы и не стали сексотами. Таких как Мень, Войно-Ясенецкий, Солженицын.
Оценка: 5 из 5 +213
Вас также могут заинтересовать стремный высер режика, или чья там это идея. попытка сказать типа "дааа, так было", но по факту, что за тупой вброс? фильм хрень имхо Можно бесконечно спорить о том, были такие общаги или не были — сути это не меняет. Также, как запоздавший лет на 9 саундтрек или плакатик «Мир Труд Май» на шкафчике, считавшийся чем-то, вроде моветона. На экране разворачивается остросоциальная драма, повествующая в первую очередь о нравственном выборе, о внутреннем стержне одних, слабости других и моральном уродстве третьих. При всей условности некоторых персонажей, в них легко угадываются реальные образы. Среди многих здорово сыгранных ролей особенно зацепил и порадовал персонаж Ефремова, поначалу выглядевший слишком противоречиво. Но как только он начал читать стихи, стилизованные под Башлачева, то сразу же стал ясен и понятен мотив его присутствия именно в этой драме. 8,1/10Время колокольчиков мое мнение,
серый депрессняк! Что за тряпки на героях, что за мода, хотя такое может, и носили в Свердловске в 1984 ...,в общагах.
| |