Спасибо за рецензию! Раньше почему-то не заметил, а сейчас ознакомился с большим интересом.
И просьба к админам, если можно, спрятать сюжетные линии под спойлер.
Имхо, один из лучших фильмов жанра "русская чернуха" со времен "левиафана" звягинцева и "дурака" с "майором" быкова. Фильм отнюдь не о тяжкой (или весёлой) жизни студентов в советской провинциальной общаге. Место и время - это переменные. Назови любую эпоху и любую страну : невероятная эластичность человеческой совести - это константа. Друг, под гнётом непреодолимых лично для него обстоятельств, может оказаться подлецом; люди, обличенные властью, хоть и самого низкого уровня, все также используют её в своих, часто извращенных, целях. Думаешь: этих ребят, с которыми ты разделил самые яркие годы своей юности, своих друзей, несомненно, самых близких, ты никогда не оставишь в беде, никогда не забудешь. А получается, что это они и рады бы тебя забыть, но до конца жизни будут помнить. Тебя. Себя. Свою трусость. Лицемерие. Подлость и предательство. Вот такая жизнь у них будет... но только если совесть, а точнее, психика, не окажется гибче.
Нет, фильм - не шедевр. Есть вопросы к режиссуре. Я так понимаю, это дебют нашего соотечественника, который сделал себе имя в Голливуде как оператор. Но и с точки зрения операторской работы, визуальный ряд мог внести большую лепту в раскрытие сюжета, героев, их развитие и тд. Нет, конечно, это далеко не зрелищное кино. Да и очень герметичное. Все действие происходит в обшарпанных стенах самой обыкновенной совковой общаги 80х. В итоге сама общага становится бездействующим героем. Этакий центр вселенной, или тюрьма, из которой, сбежать не получится, даже если тебя выгонят. Общага - это и метафора совка, да и любой другой формы человеческого общежития, где ценность отдельной личности - ничто. Общага - это и образ мышления и выживания этих самых отдельных личностей, который банально сводится к круговой поруке, которая в итоге подминает под себя все свободолюбивое, талантливое, разрушает все чистое, честное, совестливое. Под этим катком оказался каждый. И герой Ефремова, казалось бы, неугомонный алкопоэт, который в итоге както урезонил свое возвышенное чувство справедливости, и в итоге сел выпивать за один стол с той мразью, которую еще вчера грозился растереть в порошок. И обе героини-девушки растеряли свои нравственные опоры: одна легла под мразь, другая практически на это согласилась. Авторы даже и не пытались предоставить героям какой-то 3й вариант выбора, намеренно сведя его к двум вариантам: поступить по совести, но пострадать, либо поступится своим принципам, дружбой, наконец, заглушить совестливые позывы - но сохранить место в гнилой общаге. Фактически, сохранить место в тюрьме. Однако, система не смогла сломать очень робкого, тихого и безобидного парня. Поэтому убила. Если честно, я до конца надеялся, что именно Забеля не просто взбунтуется против системы, а даст отпор. И в финальной сцене убьет, "надзирателя". Тем самым обречет себя на реальный срок. Убьет не намеренно, потому что так не может, и это будет катарсисом трагедии, абсурдностью системы, где единственный человек, поступивший по совести, понесет наказание. Но и вариант действительной концовки вполне логичен. Герою, который поступает по совести, понимает, что бог не разделяет человека и правду, герою, который не может мириться с несправедливостью, который заступится за слабого, не взирая на последствия, такому герою не место в цепи круговой поруки, он то звено, которое разомкнувшись, погибнув, дает нам всем надежду на свободу, свободу жить и поступать по совести, свободу ценить в человеке личность, а не его власть, положение или деньги.
Несмотря на то (а скорее как раз потому) , что герой Забели получился весьма контурный, наброшенный штрихами, без каких либо ярких интимноличностных черт, мне он представляется таким собирательным образом представителей глубоко верующей советской интеллигенции, ученых-священников и святых ХХ века, которые не отряклись от веры в застенках гулага, не предали свою совесть, не подписывали доносы и не стали сексотами. Таких как Мень, Войно-Ясенецкий, Солженицын.